Введение профильного обучения

Концепция модернизации российского образования одним из приоритетных направлений называет переход к профильному обучению на старшей ступени общего образования. В связи с этим была разработана и утверждена Концепция профильного обучения, которая своей основной целью ставит индивидуализацию обучения в соответствии с наклонностями и способностями подростка, а также с возможностями муниципальных образовательных учреждений.

Продуманная и грамотно построенная модель профильного обучения может дать ребенку возможность построения своей индивидуальной осознанной образовательной траектории. Переход к профильному обучению позволит:
· создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
· обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
· установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
· обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием.

Пока же, по статистике, только 10% подростков, выбирая школу, класс, вуз, профессию, никогда потом не жалеют о своем выборе. Часть школьников, не особенно думая, делают выбор в пользу "модных" профессий (экономист, юрист, программист). Чаще же всего выбор происходит так: идут в 10-й класс с другом (подругой) или выбирают ту школу, что ближе к дому.

Профильное обучение должно начинаться еще в основной школе (9-й класс).
Основная задача предпрофильной подготовки в 9-м классе - сориентировать ребенка на определенный профиль в своей школе или другой, помочь ребенку самоопределиться (с помощью родителей и учителей). Для этого в школе было организовано 10 элективных курсов в 1 полугодии и 12 во втором, которые должны помочь учащимся 9-х классов в выборе профиля.

С 2006-2007 учебного года в нашей школе вводится профильное обучение.
Концепция профильного обучения предполагает изучение на старшей ступени общего образования учебных предметов трех типов:

1. Базовые общеобразовательные предметы (50% учебного времени) - предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих предметов должен быть функционально полным, но минимальным. Предполагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей, естествознания - для гуманитарного, филологического, социально-экономического профилей.

2. Профильные общеобразовательные предметы (30% учебного времени) - предметы повышенного уровня (фактически - углубленные курсы для старшей ступени), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, география, физика, биология - профильные курсы в естественнонаучном профиле; физика, химия, биология являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; литература, русский язык и иностранный язык - в филологическом профиле; обществоведение, право, экономика - в социально-экономическом профиле.
На профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.

3. Элективные курсы (20% учебного времени) - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени. Элективные курсы могут выполнять три основные функции:
- Одни из них могут выступать в роли дополнения содержания профильного курса. Например, в естественно-математическом профиле предлагается в качестве профильного курс "Физическая география" (4 часа в неделю), элективным может быть курс "Основы геологии".
- Другая группа элективных курсов может развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.
- Третья группа служит удовлетворению познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного профиля. Например, вполне естественна ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу "Экология города", а школьник из класса естественно-математического или технологического направления захочет расширить свои знания в области литературы или искусства.
Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся. Предлагается модель из 5-6 курсов, из которых учащийся выбирает 3.

На основании анкетирования в 8 классах было выявлено, что на базе школы будут открыты следующие профили:
1. социально-экономический;
2. социально-гуманитарный;
3. физико-математический;
4. универсальный.

Кроме того, следует отметить и новые подходы к оценке учебных достижений школьников в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки. Попытки введения конкурсного набора в профильные классы и школы, пользующиеся повышенным спросом у населения, входят в противоречие с Законом РФ "ОБ образовании", гарантирующим право на бесплатное общедоступное среднее полное общее образование.

В качестве способа разрешения этого противоречия предлагается осуществлять комплектование профильных (10 классов) муниципальными комиссиями, которые проводят муниципальные экзамены в 9 классе и определяют механизм исчисления образовательного рейтинга ученика с помощью "портфолио" - портфель достижений каждого ученика. Тем самым органы местного самоуправления (учредители) должны обеспечить общедоступность среднего полного общего образования в муниципальной сети всей совокупностью образовательных учреждений. Это не должно означать беспрепятственного зачисления в конкретное образовательное учреждение, особо востребованное населением.

Таким образом, портфолио выступает как один из инструментов упорядочивания сложившийся практики конкурсного набора в профильные классы и школы. На проблему портфолио можно посмотреть и с другой точки зрения, подчеркнув личностный фактор, Накопление портфолио, воспитывает у ученика умение отслеживать и гордиться своими успехами, не стесняться предъявлять их и использовать их в конкурентной среде.

Какие же рекомендации для учащихся и их родителей по составлению "портфолио" можно дать? Какой же алгоритм деятельности?
1. Собирайте официальные документы, свидетельствующие о ваших достижениях (дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, рецензии и т.п.).
2. При систематизации официальных документов следует произвести:
- их ранжирование по масштабности мероприятий, в которых Вам удалось участвовать;
- отобрать документы, соответствующие избранному профилю.
Ваше право включить любые документы, но подумайте об их целесообразности.
3. Особенно аккуратно оформляйте зачетную книжку о прохождении курсов по выбору. Обратите внимание на соответствие содержания курсов, которые вы смогли посетить, выбранному профилю.
4.Уделите пристальное внимание содержанию ваших творческих работ на предмет их соответствия профилю будущего обучения, а также оформление титульного листа творческой работы.
5. Собирая отзывы, рекомендации, помните, что это лишь вспомогательный материал, позволяющий сделать вывод о ваших деловых и личностных качествах.
6. Чтобы в документах было легче ориентироваться, сопроводите портфолио перечнем всех представленных в нем документов.

В формировании портфолио участвуют:
1. учащиеся:
- собирают документы, условно разделяя их на 3 группы: а) официальные;
б) курсы по выбору, творческие работы; в) отзывы, рекомендации;
2. школа (классный руководитель при поддержке администрации):
- разъясняет назначение и технологию ведения портфолио;
- помогает оформить итоговую ведомость и заверить ее у директора школы;
3. муниципалитет:
- механизм использования портфолио при наборе в профильные классы.

Людмила Николаевна Вшивкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе