Формула успеха школы №1

Лицо у каждой школы есть своё,
А эту школу трудно не узнать.
«Всегда быть первой!» – вот девиз её.
Всегда вперед и выше! Так держать!

Эти строчки родились у меня в те дни, когда наша школа готовилась к конкурсу «Лучшие школы России». В них – отражение того ощущения успешности, которое и повлияло на наше твердое решение стать участниками конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы и технологии в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2006 г.
Из чего складывалось «ощущение успешности» в тот момент?
- успешная школа та, в которой много учеников и много учителей (1529 учащихся, 113 педагогов);
- успешная школа – та, которая признана общественностью и в которой осуществляется государственно-общественная форма управления (фонд «РСИДО»);
- успешная, когда живет в условиях открытого образовательного пространства;
- успешная – это когда количество всевозможных дипломов, грамот, сертификатов за участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, форумах начинает стремиться к бесконечности;
- когда золотые и серебряные медали (по их количеству наша школа традиционно среди лидеров в городе) становятся для большинства наших выпускников пропуском в лучшие вузы страны;
- успешность – это когда педагогический коллектив понимает – надо ставить планку выше и смелее брать её!
- Это, когда выпускники, собравшись на очередное заседание Ассоциации выпускников, безапелляционно заявляют: «Вы еще сомневаетесь, участвовать в конкурсе или нет? Да наша школа просто обречена на миллион».

И мы решили участвовать. По замыслу организаторов этого конкурса, школы-участницы должны были включиться в особый режим работы, проектный, оговорённый жесткими условиями, временными рамками. Но для нашего образовательного учреждения проектный режим не стал новшеством, трудностью. Метод проектов лежит в основе нашей работы. С 2005 г. в школе действует республиканская экспериментальная площадка «Формирование механизма внедрения методики социального проектирования в открытое образовательное пространство школы». Мы умеем работать в команде, формулировать цели, корректировать и конкретизировать их, решать поставленные задачи. Это, конечно, далеко не полный перечень компетенций, необходимых для команды, вступившей на путь конкурсной борьбы.

А затем в коллективе была общая радость от общей победы: с улыбками, со слезами на глазах, с взаимными поздравлениями. Все понимали – победа в этом конкурсе позволит осуществиться многим идеям, задумкам, мечтам. А главное – сделает реальнее, зримее решение задач, поставленных в Программе развития школы, где основная тема сформулирована, исходя из реалий и запросов времени. Тема: «Развитие открытого образовательного пространства, позволяющего формировать социальные компетентности обучающихся». Миллион получен – и основные задачи Программы во многом уже решены.

Приобретено оборудование для занятий теннисом, другой спортивный инвентарь. Для кабинетов начальных классов – конторки В.Ф. Базарного. Ведь стратегическим, приоритетным направлением работы школы является организация деятельности на принципах здорового образа жизни. Значительно улучшена материально-техническая база. Продолжено оснащение мебелью, компьютерной техникой и электронными пособиями. Школьная библиотека на сегодняшний день оснащена 3 компьютерами, копировальной и множительной техникой. Приобретена мини-типография, что позволит нам печатать свою газету, издавать брошюры…

Созданы условия для самореализации каждого обучающегося. Благодаря сотрудничеству с научно-методическим центром «Школа нового поколения» наши дети получили возможность принять участие в работе военно-патриотических слетов (в Москве и Красноярске), эколого-туристско-археолого-краеведческого лагеря (Ханты-Мансийский АО), делегация школы стала участником школы лидеров в столице России.

Традиционная школьная научно-практическая конференция в 2006 г. получила статус Кызласовских чтений, стала носить гордое и почетное имя выпускника нашей школы Л.Р. Кызласова, профессора МГУ, который всемерно поддерживает научно-исследовательскую работу юных исследователей нашей школы.

Профессиональное мастерство педагогов… В этом залог успеха любой школы. Только в 2006 году учителя нашей школы смогли пройти курсы не только в Российской АПКиППРО, но и стать участниками Всероссийской конференции, посвященной 100-летию Академика Д.С. Лихачева в г. Новосибирске. А молодая учительница литературы Николенко Н.Г. стала лауреатом Всероссийского конкурса молодых учителей «Педагогический дебют» в г. Анапа, проводимом в рамках Ассоциации лучших школ России. 4 педагога обучаются на дистанционных курсах повышения квалификации педагогического университета «Первое сентября», в центре «Эйдос».

Для повышения эффективности управления ОУ приобретено автоматизированное средство АРМ «Директор», установлена мини-АТС, обеспечивающая связь всех служб нашей большой по площади школы. В целях демократизации управления образовательным учреждением и обеспечения открытости информации о школе модернизирован официальный школьный сайт.

Наступила послеконкурсная школьная повседневность. Подводятся итоги. У всех у нас такое ощущение, что участие в конкурсе на получение гранта привело в действие какие-то новые механизмы в организме школы, стало своеобразным толчком к поиску новых сил, открытию новых резервов.

Школа стала еще более открытой. Мы и раньше смело предъявляли свой опыт школам города и республики. А сегодня мы стали инициаторами основания в республике филиала Ассоциации лучших школ. В ноябре 2006 г. гостем нашей школы стал А.Г.Сайбединов, президент Ассоциации Лучших школ России и 25 образовательных учреждений республики заявили о своем желании вступить в Ассоциацию. Авторитет школы №1!

2006 г. останется в истории школы как год создания Центра образовательного менеджмента как республиканского ресурса модернизации образования. Этот инновационный проект занял 2 место на II Республиканском образовательном форуме в номинации «Инновации в управлении».
2006 г. – школа стала региональным организатором III Межрегионального конкурса экологических газет в рамках российско-финского проекта.

Главным итогом всего, что произошло со школой в результате участия в конкурсе, я считаю осознание всеми участниками образовательного процесса того, что мы на правильном пути. Каково направление дальнейшего развития?
- путь инноваций, открытости
- путь работы по формированию информационных, коммуникативных компетентностей учащихся
- путь определения индивидуальных образовательных траекторий для наших школьников
- путь заботы о здоровье детей
- повышения качества работы учителя, включая, что мне кажется особенно ценным, воспитательную направленность.

В том, что это верные ориентиры, я убедилась, став участником Учредительного собрания Лиги образования. Собрался широкий круг заинтересованных лиц. Говорили об образовании, о том, как реализован национальный проект в разных регионах России, делились впечатлениями, опытом. Мысль Галины Ивановны Меркуловой, Председателя правления Лиги образования, председателя профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации: «Основная задача – это формирование учительской профессии, которая бы отвечала запросам 21 века». А темой первого года возрожденной лиги стала такая – «Учитель – профессия года».

Галина Валерьевна ОЗЕРОВА, заместитель директора по УВР